• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы (обращения), поступившие до и во время проведения публичных обсуждений 27.12.2017

Вопрос 1. Допускается ли размещение рекламы пива в спортивном разделе новостной программы?

Ответ: Положениями пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании.

В соответствии с частью 7 статьи 21 указанного Закона допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Соответственно реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в том числе спонсорская реклама, разрешается только в течение трансляции спортивного мероприятия, в иных теле- и радиопрограммах распространение указанной рекламы не допустимо.

Статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» дано понятие «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программый», под которой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Общеизвестно, что большая часть информационных телевизионных передач новостного характера, сопровождается предоставлением телезрителям сведений о спортивных событиях в определенном регионе, в зависимости от территориальной зоны вещания и целевой аудитории.

При этом большинство новостных телевизионных передач, как правило, разбиваются на несколько рубрик, различающихся по своему предметному содержанию: новости общественной жизни и политики, происшествия и события, новости финансовых рынков, информация о предстоящих культурных событиях, новости спорта; новости погоды и т.д.

Смена данных рубрик в рамках одной телевизионной передачи может сопровождаться отбивками, сменой ведущего, ракурса съемки, интерьера студии, что не свидетельствует о том, что каждая из таких рубрик является самостоятельной передачей, даже несмотря на постоянное время выхода в эфир, строго определенную тематику, целевую направленность и сюжетную линию.

Информационная передача заявляется в телевизионной программе в качестве отдельной самостоятельной передачи и в соответствии с положениями статьи 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»  должна содержать следующие сведения:

1) наименование (название) программы;

2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) тираж;

5) редакция и ее адрес;

6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

7) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Частями 8 и 9 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к порядку прерывания рекламой трансляции спортивных соревнований.

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" под спортивным соревнованием понимается состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Законодатель разделяет спортивные соревнования на два вида: во-первых, спортивные соревнования, в ходе которых предусмотрены перерывы или остановки, и, во-вторых, спортивные соревнования, в ходе которых не предусмотрены перерывы или остановки. К первому виду могут быть отнесены, например, футбольные матчи (разбиваются на два тайма), хоккейные матчи (три периода), теннисные турниры (состоящие из сетов), боксерские поединки (состоящие из раундов). Ко второму виду спортивных соревнований относятся, в частности, лыжные гонки, биатлон, марафонский бег, велогонки.

Трансляцию такого вида спортивных соревнований, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, Федеральный закон «О рекламе» допускает прерывать рекламой исключительно в течение таких перерывов или остановок. В иной период трансляцию данных телепередач прерывать рекламой не допускается.

Таким образом, анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что наименование телепрограммы (телевизионная трансляция матча, телевизионная трансляция этапа кубка и т.д.) и ее содержание (спортивное соревнование) в совокупности являются критериями, позволяющими произвести оценку вида  телепередачи и классифицировать ее в качестве трансляции спортивного соревнования. Соответственно наличие у телепередачи указанных критериев дает возможность размещать рекламу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в том числе спонсорскую рекламу, во время перерывов в ходе спортивных соревнований или во время их остановок, а также при условии, что прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании.

Также необходимо отметить, что если длительность телепередачи, в том числе спортивной, составляет менее 15 минут, в силу части 4, 5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»  прерывание такой передачи рекламой не допустимо.

Вопрос 2. Можно ли квалифицировать действия организации по подаче необоснованных жалоб в контролирующие органы на конкурентов в качестве акта недобросовестной конкуренции?

Ответ: Статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет не недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии с положениями статьи 14.8 данного Федерального закона не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Соответственно, распространение недостоверных сведений третьим лицам в отношении хозяйствующих субъектов – конкурентов является актом недобросовестной конкуренции.

Вместе с тем, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право граждан может быть определено как право на индивидуальное или совместное (коллективное) обращение в публичные (государственные и муниципальные) органы.
            Право на обращение в органы государственной власти является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами указанных органов.

Статьей 6 указанного Федерального закона установлены гарантии безопасности граждан при обращении:  запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Таким образом, направление в государственные органы и органы местного самоуправления жалоб, к которым относятся также жалобы на действия конкурентов, является правом лица, за которое оно не может быть привлечено к ответственности.

Вопрос 3. Кировское областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Русско-Турекский психоневрологический интернат» просит разъяснить порядок продажи государственного имущества.

Ответ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации установлено, что действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако при отчуждении государственного (муниципального) имущества в данном случае необходимо руководствоваться принципом эффективности распоряжения имуществом. В связи с чем продажа такого вида имущества должна быть осуществлена на торгах.

Торги представляют собой один из известных теории и законодательству способов заключения договора.

Правовому регулированию порядка проведения торгов и заключения договора на торгах посвящены в первую очередь положения ст. 447 - 449 ГК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие конкурсные условия. Вместе с тем вышеуказанные нормы ГК РФ содержат лишь общие положения, касающиеся организации и проведения торгов. Достаточно большое количество норм о торгах сосредоточено в других нормативных актах, регулирующих данную процедуру иногда гораздо более детально и с учетом специфики сферы осуществления торгов. Наиболее подробно процедура проведения торгов при продаже государственного и муниципального имущества закреплена в Постановлении Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе".

Основными принципами организации и проведения торгов (конкурса) является создание равных конкурентных условий для всех участников - предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (поставщиков), а также гласность, единство требований и объективность оценки.

При принятии решения о способе передачи государственного (муниципального имущества) следует руководствоваться изложенными выше выводами.

Вопрос 4. Администрация Кирсинского городского поселения Кировской области просит разъяснить порядок передачи объектов ЖКХ на основании п.8 ч.1 ст. 17.1

Ответ:  Согласно п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление имущества в аренду без проведения торгов возможно лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Таким образом, для установления условий возможности применения исключения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы передаваемое в аренду имущество являлось частью сети инженерно-технического обеспечения и было технологически связано с этой сетью.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями, образуют систему теплоснабжения. Аналогичное понятие системы коммунального теплоснабжения дано в Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12.08.2003 (МДК 4-05.2004): согласно МДК 4-05.2004 система коммунального теплоснабжения – это совокупность объединенных общим производственным процессом источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей города (района, квартала), другого населенного пункта, эксплуатируемых теплоэнергетической организацией жилищно-коммунального комплекса.

Исходя из положений пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения, входящая в систему коммунальной инфраструктуры, представляет собой совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила определения и предоставления технических условий), сети инженерно-техническою обеспечения определены как совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, к сетям инженерно-технического обеспечения относятся имущественные объекты, в том числе сооружения, предназначенные для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, используемые для выполнения функций снабжения энергией; в рассматриваемом случае к сетям инженерно-технического обеспечения относятся тепловые сети, непосредственно используемые для снабжения потребителей тепловой энергией.

Технологически связанные сети – принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (пункт 2 упомянутых выше Правил). Названные Правила утверждены в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России, участок тепловой сети, являющийся частью системы теплоснабжения, технологически с ней связанной, может быть передан лицу, обладающему правами владения и (или) пользования указанной сетью инженерно-технического обеспечения без проведения торгов по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

Вопрос 5. В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «ВУК» о даче разъяснений по вопросу возможности передачи объектов теплоснабжения (котельная, тепловые сети) в рамках заключенного концессионного соглашения в субконцессию.

 

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закона о концессионных соглашениях) при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению.

При этом концессионер несет ответственность за действия таких лиц как за свои собственные.

Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом.

С учетом вышеизложенного, по мнению Кировского УФАС России, положения Закона о концессионных соглашениях позволяют концессионеру передать объекты теплоснабжения, являющиеся объектами концессионного соглашения, в пользование третьим лицам с согласия концедента при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях.

Дополнительно обращаем Ваше внимание на необходимость включения в заключаемое концессионное соглашение условия о возможности и порядке передачи объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам.

 

Вопрос 6. Можно ли передать полномочия по теплоснабжению администрации района, а администрация района являясь учредителем МУПа передает ему в хозяйственное ведение объекты ЖКХ.

Ответ: соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Аналогичная обязанность Администрации предусмотрена в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  а также в Законе Кировской области от 29.12.2004 N 292-ЗО "О местном самоуправлении в Кировской области".

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что сельское поселение самостоятельно решает вопросы, связанные с организацией в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Вопрос 7.  Запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

Ответ: Запрет на совмещение естественно-монопольных и потенциально-конкурентных видов деятельности в электроэнергетике установлен статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 36-ФЗ).

Согласно указанной статье юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Вместе с тем требования статьи 6 Закона № 36-ФЗ об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на:

–хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;

–хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;

–территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;

–эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;

–хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган. Допускается аффилированность лиц, исполняющих требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности, с хозяйствующими субъектами, указанными в настоящем абзаце, осуществляющими деятельность в электроэнергетике преимущественно для собственных производственных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003    № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — ПНД).

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицами, оказывающими эти услуги.

Пунктом 13 ПНД определен перечень существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе порядок определения обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Вопрос 8. Правоприменительная практика привлечения к ответственности за нарушение должностным лицом Заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ответ: Согласно ч.1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Следовательно, временем совершения административного правонарушения по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ является следующий день, после установленного государственным или муниципальным контрактом срока для оплаты товаров (работ, услуг).

По мнению ФАС России, изложенному в письме от 03.11.2017 № РП/78164/17, материалами, которые могут быть подтверждением факта нарушения порядка оплаты по государственному контракту, являются, в том числе, платежное поручение, дополнительное соглашение, соглашение о реструктуризации задолженности и другие документы, которые доподлинно подтверждают нарушение порядка оплаты по контракту.

При этом факт наличия, либо отсутствия состава административного правонарушения решается должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях в каждом отдельном случае исходя из  фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Вопрос 9. Нужно ли составлять и размещать отчеты по исполнению этапности контракта ежемесячно?

Ответ: Ответ  на вопрос содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.09.2017 №24-03-07/61189, согласно которому обязанность по размещению в ЕИС отчета в силу требований подпункта "б" пункта 3 Положения возникает у заказчика после оплаты принятого товара, работы, услуги, в том числе частичной приемки (приемок) товара, работы, услуги вне зависимости от установления этапов в контракте.

Вопрос 10. В ст. 41 44-ФЗ во 2-й части заявки должны быть указаны, в том числе если имеется, ИНН коллегиального органа, но в информационной карте участники аукциона не указывают, оставляя незаполненное поле, предполагая, что по Уставу юридического лица не предусмотрен коллегиальный орган. Могут ли такие участники быть допущены к участию в аукционе?

Ответ:  Согласно п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе в том числе должна содержать документы и информацию об идентификационном номере налогоплательщика членов коллегиального исполнительного органа участника аукциона. При этом идентификационный номер налогоплательщика членов коллегиального исполнительного органа участника аукциона предоставляется только при наличии.

 Если при анализе второй части заявки аукционной комиссией выявлено наличие у участника аукциона коллегиального исполнительного органа в соответствии с учредительными документами и при этом в заявке не представлены сведения о членах коллегиального исполнительного органа и их ИНН, заявка данного участника аукциона подлежит отклонению в соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. Вместе с тем непредставление сведений об ИНН членов коллегиального исполнительного органа, при отсутствии у членов комиссии достоверных сведений о присвоении данным лицам ИНН, не может являться основанием для отклонения данной заявки.